«Вихрь»

С конца 1965 г. Куйбышевский моторостроительный завод им. М. В. Фрунзе выпускает для спортивного и хозяйственного использования подвесной мотор «Вихрь» мощностью 17—20 л. с. Появление первого отечественного мотора средней мощности положительно повлияло на развитие отечественного малотоннажного судостроения.
Двигатель «Вихря» — двухтактный, двухцилиндровый, с раздельными чугунными цилиндрами, имеющими кривошипно-камерную дефлекторную продувку и золотниковое управление всасыванием го рючей смеси в картеры.
Мотор предназначен для установки на судах с транцем высотой не более 405 мм и эксплуатации в водоемах глубиной не менее 80 см. При встрече с препятствием подводная часть мотора откидывается назад.
Запуск двигателя осуществляют ручным стартером с самоубирающимся шнуром. Мотор имеет разобщительно-реверсивное устройство, допускающее холостой ход (нейтраль) и переключение на передний и задний ход. Переносный топливный бак можно использовать для центровки судна, удаляя его от двигателя на 2,5—2,6 м; подача горючего в поплавковую камеру карбюратора производится Диафрагменным насосом. Для подкачки топлива при запуске двигателя предусмотрена ручная подкачивающая груша. Охлаждение — водяное принудительное, от насоса с резиновым ротором.
Зажигание от маховичного магнето МГ-101 низкого напряжения; на основании магнето установлены одна катушка питания, два прерывателя и два конденсатора. Катушки зажигания выносные — бобины ИЖ-56сб-39, клеммы низкого напряжения которых соединены с кнопкой стоп.
Карбюратор поплавковый с горизонтальным расположением смесительной камеры. Дистанционное управление мотором не предусмотрено. Управление двигателем и мотором сосредоточено в двух местах: на румпеле — поворот мотора и управление дроссельной заслонкой карбюратора, сблокированное с опережением зажигания; на поддоне двигателя — кнопка воздушной заслонки (подсоса), кнопка стоп и штанга управления реверсом. Гребной винт трехлопастный, полированный, сделан из алюминиевого сплава, на гребной вал посажен с помощью двух штифтов и резино-металлического амортизатора. Штифты винта при ударе о подводное препятствие срезаются, предохраняя редуктор и гребной винт от поломок.
Подвеска, крепящая мотор к транцу судна, соединена с дейдвудом на резиновых амортизаторах, уменьшающих передачу вибрации на корпус судна.
Параметры теплового процесса двигателя дорабатываются заводом. Кривая расхода топлива в зависимости от мощности и числа оборотов довольно крутая: при уменьшении числа оборотов мощность двигателя резко падает, а расход топлива возрастает 1. Удовлетворительная работа двигателя возможна при тщательном подборе всего комплекса — корпус, винт, нагрузка; ощущается, что одного «универсального» гребного винта мало. Опыт эксплуатации показал, что для таких мощных подвесных моторов необходимо предусматривать дистанционное управление.
Сравнение мотора «Вихрь» с лучшими европейскими и американскими подвесными моторами подобной мощности пока не в пользу «Вихря» — рабочий объем его цилиндров почти на 25% больше (литровая мощность меньше), на столько же больше сухой вес при повышенном расходе топлива .
В 1969 г. завод завершил начатую в 1966—1967 гг. переработку двигателя и увеличил его мощность до 30 л. с. Переходной моделью от мотора «Вихрь» к «Вихрю-30» можно считать модификацию «Вихрь-25», подобную по конструкции нынешнему мотору. «Вихрь-30» имеет возвратную петлевую продувку со сферическими поршнями. Отдельные чугунные цилиндры заменены блоком из легкого сплава, что позволило сократить вес мотора на 3 кг и за этот счет снабдить «Вихрь-30» электростартером, не меняя габаритов мотора.
Диаметр цилиндров «Вихря-25» и «Вихря-30» увеличен с 62 до 70 мм, что привело к увеличению рабочего объема цилиндров с 422 до 498 см3. При этом предполагается укомплектование мотора «Вихрь-30» дистанционным управлением и гребными винтами с различным шагом.