«Ветерок – 8» и «Ветерок- 12»

Взамен снятых с производства подвесных моторов «Стрела», ЗИФ-5 и ЗИФ-5М Ульяновский завод малолитражных двигателей выпускает подвесной лодочный мотор «Ветерок» двух модификаций — «Ветерок-8» (рабочий объем цилиндров —175 см3) и «Ветерок-12» (рабочий объем i илин-дров ~250 см3), предназначенный для спортивных и хозяйственных целей.
Моторы рассчитаны на лодки с транцем высотой 380 мм. При водоизмещении лодки 280—290 кг «Ветерок»-8 обеспечивает скорость хода до 27 км/ч, а при водоизмещении 500 кг — 15—17 км/ч.
Несмотря на одинаковый с мотором «Стрела» рабочий объем цилиндров, «Ветерок-8» развивает мощность 8 л. с, т. е. на 3 л. с. больше, при этом устранены основные недостатки «Стрелы» — трудный запуск, шумность и вибрация. Снижен и удельный вес до 3,25 кг/л. с. («Стрела» — 4,8 кг/л. с).
Двигатель «Ветерка» двухцилиндровый, двухтактный, с криво-шипно-камерной дефлекторной продувкой и всасыванием смеси в к§р-тер через автоматические пластинчатые клапаны.
Охлаждение — принудительное с подачей забортной воды насосом. Система зажигания — от маховичного магнето. Для каждой свечи в магнето установлены самостоятельные трансформатор, конденсатор и прерыватель, благодаря чему системы зажигания цилиндров независимы.
Топливный бак (отдельный) имеет шланг длиной 2,6 м с подкачивающей топливо грушей; бак можно использовать для центровки судна. В поплавковую камеру карбюратора топливо подается бензонасосом диафрагменного типа. Управление дросселем карбюратора и опережением зажигания сблокировано и сосредоточено во вращающейся рукоятке румпеля.
Пусковой механизм ручной, с самоубирающимся шнуром, размещен ниже маховика, в результате чего устранено откидывание мотора в корпус при запуске и улучшен доступ к магнето. При выходе из строя ручного стартера двигатель можно запустить шнуром, намотав его на верхнюю часть маховика. Между двигателем и подводной частью мотора расположен промежуточный корпус-дейдвуд с пружинной подвеской и плитой управления, крепящийся верхним фланцем к картеру и блоку цилиндров и нижним — к про-ставке подводной части.
В подводной части мотора расположены водяная помпа, муфта холостого хода, редуктор с передаточным отношением конической передачи 12 : 20, вертикальный и гребной вал с гребным винтом, в ступицу которого вклеена демпфирующая резиновая втулка.
Наличие муфты холостого хода, позволяющей отключить редуктор, а также двухцилиндровая схема двигателя и сообщение выхлопа
с атмосферой через промежуточный корпус на малых оборотах, а на средних и полных оборотах — через водяной затвор значительно облегчают запуск двигателя. При откидывании подводной части назад специальная защелка удерживает мотор в наклонном положении.
Передача упора винта работающего мотора через пружинные подушки снижает передачу вибрации на корпус судна. Внешняя характеристика подвесного мотора «Ветерок-8» свидетельствует о хорошей согласованности и спокойном характере кривых мощности и удельного расхода топлива в зависимости от числа оборотов коленчатого вала двигателя, хотя расход топлива несколько велик и составляет на рекомендуемом заводом режиме (8 л. с. при 4800 об/мин) около 430 г/л. с.ч. При дросселировании до мощности 7 л. с. (4000 об/мин) удельный расход топлива составит ~380 г/л. с. ч, что следует учитывать при установке «Ветерка-8» на туристские моторные лодки.
К недостаткам подвесных моторов «Ветерок» относятся несколько повышенный удельный вес — 3,25 кг/л. с. «Ветерка-8» и универсальность гребного винта, использование которого на легких спортивных и тяжелых хозяйственных и туристских мотолодках нецелесообразно.
В целом, по конструкции, параметрам и внешнему оформлению «Ветерок» выгодно отличается от своих предшественников и соответствует лучшим образцам американских подвесных моторов, несколько уступая лучшим европейским.