Замкнутая система охлаждения

Заслуживает внимания замкнутая система охлаждения, описанная в книге Ю. В. Емельянова и В. С. Дзякевича «Катер с автомобильным мотором». В этой системе в качестве поверхности охлаждения используется часть днища судна; особенно это удобно на металлических судах, но такую систему можно применить и на деревянных судах.
Для устройства холодильника к части днищевой обшивки с зазором 10—15 мм приваривают второе дно. Пространство между днищем и приваренным листом заполняют пресной водой и включают в систему замкнутого охлаждения. Это пространство выполняет функции водяного холодильника, охлаждаемого снаружи судна забортной водой.
При скорости хода судна 15—20 км/ч для охлаждения конвертированного двигателя МЗМА-401 достаточно 0,3 м2 наружной площади такого холодильника, т. е. примерно 50x60 см.
Для автомобильных двигателей, устанавливаемых на судах средней быстроходности, поверхность' днищевого холодильника можно принимать 0,12—0,18 м2 на каждые 10 л. с. мощности двигателя.
При этой системе отпадает необходимость в установке самовсасывающего насоса, так как циркуляцию воды обеспечивает штатный насос двигателя. Преимуществом всех замкнутых систем охлаждения является возможность сохранения термостата, автоматически регулирующего температурный режим двигателя.
Устраивая днищевой холодильник на судах с деревянным корпусом, следует уменьшить влияние вибрации двигателя на корпус, тщательно уплотнить соединения корпуса с холодильником на болтах с резиновыми прокладками, а соединение трубопровода и деталей системы охлаждения выполнить на дюритах.
Существенный недостаток днищевого холодильника — трудность спуска воды из системы, что при отрицательных температурах и недосмотре может привести к размораживанию системы охлаждения.