Коловратный насос с резиновым ротором-ползуном

Коловратный насос с резиновым ротором-ползуном работает бесшумно, обладает достаточной износоустойчивостью и хорошо всасывает воду; его можно установить на любой высоте в корпусе судна. Шестеренные насосы менее износоустойчивы, хуже всасывают воду и их следует ставить ниже ватерлинии, чтобы насос всегда находился под напором забортной воды, это обеспечивает надежность его действия. Самовсасывающие ротативные насосы с резиновым ротором, имеющим гибкие лопасти, хорошо всасывают воду, достаточно износоустойчивы даже в илистой воде; такими насосами оснащено большинство подвесных моторов и некоторые стационарные двигатели.
При судовой конверсии автомобильных двигателей иногда используют без переделки штатные циркуляционные насосы с термостатом, охлаждая при этом не только цилиндры и головки блока, но и масло в поддоне картера, а также выхлопной коллектор .
Недостатки проточной системы водяного охлаждения следующие:
а) содержащаяся в забортной воде грязь и соли оседают в системе охлаждения в виде накипи и ухудшают теплопередачу;
б) поступающая из-за борта вода имеет непостоянную температуру — летом 15—20° С, а весной и осенью близкую к 0° С; большая разность температур приводит к возникновению в деталях двигателя тепловых напряжений, а иногда и трещин. Во избежание этого температуру вводимой в охлаждающие полости двигателя воды следует поддерживать в пределах 20—25° С. Этого можно добиться, пропустив воду сначала через охлаждающие полости выхлопного коллектора;
в) при стоянке судна система охлаждения не заполнена водой и охлаждающие полости активно корродируют.
Независимо от сказанного, проточная система широко распространена ввиду простоты