Трехточечные корпуса

Трехточечные корпуса испытывают значительно уменьшенное сопротивление на высоких скоростях хода, устойчивы на прямых курсах, но на циркуляции иногда имеют тенденцию переваливаться с борта на борт. Мореходность трехточечных глиссеров недостаточна. В связи с тем, что вес трехточечного глиссера поддерживается на воде консольно разнесенными спонсонами, конструктивно трудно компонуемыми с корпусом, трехточечные суда обладают и меньшей прочностью.
Во время хода трехточечного глиссера («прямой» схемы) центральная часть корпуса находится над водой. Проходящий под корпусом воздух создает аэродинамическую подъемную силу, увеличивающуюся примерно пропорционально квадрату скорости хода судна. Иногда глиссер, достигнув определенной скорости, поднимается — «взлетает» над водой, при этом возникает серьезная опасность опрокидывания. И все же, учитывая высокую скорость трехточечных глиссеров, их продолжают строить для спортивно-гоночных целей.
На очень быстроходных глиссерах, в том числе трехточечных, для уменьшения сопротивления воды, кроме поперечных реданов,нередко делают продольные реданы, уменьшающие смоченную поверхность днища. В большинстве случаев такие корпуса используют в конструкциях гоночных судов.
Американский конструктор А. Хикман разработал конструкции глиссирующего корпуса с обводами морские (водяные) сани. Суда с обводами морские сани (см. рис. 40) достаточно мореходны, отличаются хорошей остойчивостью, легко без ударов идут даже при значительном волнении. В режиме глиссирования днищевой тоннель, образуемый сводчатым днищем и двумя расположенными параллельно ДП килями, заполняется создающей подушку смесью воды и воздуха, уменьшающей сопротивление трения и смягчающей удары и брызго-образование при ходе по волне. Два киля очень улучшают устойчивость судна на курсе.
Наряду с совершенствованием глиссирующих судов поиски путей увеличения скорости хода моторных судов привели к попытке снизить сопротивление воды движению, подняв корпус судна над
водой.
В 1891 г. де Ламбер запатентовал во Франции, а в 1894 г. — в США судно на подводных (водяных) крыльях, что положило начало поискам нового типа быстроходного мореходного судна. Однако вплоть до 1940 г. суда на подводных крыльях широкого распространения не получили, хотя многие конструировали и строили такие суда.
В 1905 г. итальянец Форланини испытал катер водоизмещением 1,65 т с крыльями в виде этажерки. Катер при мощности двигателя 75 л. с. развил скорость до 70" км/ч. В 1906 г. катер итальянца Крокко с V-образными крыльями достиг скорости 90 км/ч (мощность двигателя 100 л. с.)
В 1910—1925 гг. в Италии Гвидони работал над проблемой установки подводных крыльев на гидросамолетах. В 1921 г. канадец Белл на катере водоизмещением 5 т с двигателями в 76G л. с. добился скорости 132 км/ч.