Перегрев и переохлаждение двигателей

При водяном охлаждении вокруг головок цилиндров, а иногда выхлопных коллекторов и поддонов картера устраивают водяные рубашки, в которые подают охлаждающую жидкость. Нередко из-за боязни перегрева двигателя и заклинивания поршней температуру охлаждающей воды на выходе поддерживают в пределах 40—60° С. Подобная «заботливость» приводит к работе двигателя на неблагоприятном режиме, соответствующем максимальному пережогу топлива.
Перегрев и переохлаждение двигателей вредны, поэтому при установке двигателя на судне необходимо выбрать режим охлаждения, обеспечивающий оптимальные температурные условия и возможность регулировки системы охлаждения в зависимости от окружающих условий.
Установлено, что наибольший износ цилиндровых втулок автомобилей наблюдается при температуре охлаждающей воды на выходе из зарубашечного пространства двигателя 40—60° С. При повышении температуры охлаждающей воды с 60 до 90° С износ значительно уменьшается.
Особенно важен правильный выбор температурного режима для конвертированных двигателей, работающих на судне обычно при несколько сниженной мощности и скорости вращения вала. При переохлаждении (температура до 60° С) заметно снижается мощность и повышается расход топлива, и наоборот, при повышении температуры охлаждающей воды на выходе до 85—90° С большинство двигателей развивает мощность на 1—8% выше при одновременном снижении расхода топлива.
Следовательно, оптимальным режимом работы двигателя на судне будет такой режим, при котором охлаждающая вода или воздух на выходе из двигателя имеют температуру 85—90° С, что соответствует наиболее благоприятному тепловому режиму работы двигателя, ведет к минимальному расходу топлива и увеличивает моторесурс.