Охлаждение двигателей

При сгорании топлива и вследствие трения между деталями работающего двигателя выделяется большое количество тепла, избыток которого необходимо отводить во избежание перегрева и заклинивания деталей двигателя.
Температура в цилиндрах двигателя в момент рабочего хода достигает 1500—2000° С, а температура выходящих из цилиндра отработавших газов 400—700° С. Во избежание перегрева двигателя необходимо отводить в окружающую среду до 35% тепла.
Наиболее распространенные способы отвода тепла от двигателя — воздушное охлаждение и охлаждение водой или другой жидкостью.
Воздушное охлаждение можно подразделить на охлаждение обдувом от скоростного напора воздуха и принудительное — от вентилятора, а водяное охлаждение — на проточное и замкнутое.
У быстроходных транспортных машин с двигателями небольшой мощности возникающий при их движении скоростной напор воздуха обеспечивает достаточный отбор тепла (мотоциклы всех марок) от двигателя.
Для охлаждения многоцелевых, автомобильных, судовых и двигателей мотороллеров естественного обдува недостаточно. Такие двигатели охлаждают принудительно вентиляторами, рабочие колеса которых (обычно сблокированные с маховиками) продувают или отсасывают охлаждающий воздух через оребрение и капот двигателя. С целью увеличения поверхности охлаждения ребрами снабжают не только головки блоков и цилиндры, но иногда выхлопные коллекторы и поддоны картеров двигателей.
На двигателях малотоннажных моторных судов применяют проточную систему водяного охлаждения (забортную воду после прохода по полостям охлаждения отводят за борт) и замкнутую (циркулирующую по полостям охлаждения воду охлаждают забортной водой в водно-водяном холодильнике или другом аналогичном устройстве).