Система смазки

Смазка разъединяет трущиеся поверхности деталей, заменяя трение металлических поверхностей трением частиц масла. Непрерывно сменяясь, масло уносит продукты износа и грязь, отводит тепло от трущихся деталей. Наклон оси коленчатого вала вызывает неравномерное распределение масла в картере и при неизбежных на ходу судна крене и дифференте ухудшает условия смазки.
Зависимость потерь на трение (в процентах мощности двигателя) от температуры масла приведена на рис. 136. Наивыгоднейшая температура масла 95° С; с повышением и понижением температуры потери мощности увеличиваются.
При установке на судно любого конвертированного двигателя необходимо подробно рассмотреть вопрос о допустимости выбранного угла наклона оси коленчатого вала. Допустимый угол наклона коленчатого вала обычно указан в паспорте двигателя или технических условиях на его поставку. Как правило, автомобильные двигатели Допускают угол наклона 7—9°, Некоторые из них можно устанавливать под большим углом наклона (11—12°).
На некоторых автомобильных двигателях (ГАЗ-51, ГАЗ-69 и пр.) для охлаждения масла служат специальные масляные радиаторы, охлаждаемые воздухом. Если такие двигатели установлены на судне, масляные радиаторы необходимо заменять водо-масляными холодильниками.