В результате изменения обводов

В результате изменения обводов и увеличения скоростей хода произошло коренное изменение режима движения: взамен попыток добиться прироста скорости за счет уменьшения сопротивления воды водоизмещающему судну, появилось стремление заставить судно скользить по воде. Четко определилась дальнейшая задача — разработать такую форму корпуса, которая при наименьших затратах мощности двигателя обеспечила бы глиссирование. Актуальность этой задачи сохранилась до настоящего времени.
После того, как было установлено, что слабокилеватое днище с транцевой кормой и острой скулой способствует уменьшению сопротивления воды движению на больших скоростях, были созданы суда с поперечными уступами на днище — реданами. При достаточной мощности двигателя суда этого типа глиссируют на небольших участках днища у редана и транца, выполняющего роль кормового редана.
Новый тип судна получил название глиссер (glisseur — скользящий, франц.).
Уменьшение осадки судна и относительное снижение сопротивления воды движению на большой скорости было изучено еще в 1834 г. англичанином Д. Расселом, а первое глиссирующее судно спроектировано и построено в 1867 г. французом Адером. Над теоретическими основами глиссирования (тогда его называли гидропланированием) работали с 1867 г. английский пастор Рэймус, с 1877 г. английский судостроитель Торникрофт, с 1881 г. француз Р. Пиктэ, с 1885 г. русский подданный де Ламбер, запатентовавший свои суда в нескольких странах, в том числе во Франции и США.
Ко времени, когда Урсула завершала эру господства водоизмещающих судов, было создано и опробовано много глиссеров, выделившихся к этому времени в самостоятельный класс «скользящих лодок» — «гидропланов».
В 1897 г. де Ламбер построил и испытал глиссирующий катамаран весом 300 кг, с паровой машиной 8 л. с, развивший скорость 33 км/ч. На аналогичном судне с бензиновым двигателем 60 л. с. в 1906 г. была достигнута скорость 50 км/ч. С 1905 по 1908 г. француз А. Телье построил и испытал пять глиссирующих корпусов с двигателем 105 л. с, добившись максимальной скорости 58 км/ч. Его глиссер La Rapier-Ill имел современные обводы реданного глиссера с кормовой установкой двигателя и передачей вращения гребному валу через угловой редуктор.
В 1913 г. была официально зарегистрирована показанная Тис-сандье скорость на глиссирующей плоскодонной четырехугольной моторной лодке, равная 88,25 км/ч. Длина лодки 7 м, ширина 3 м, водоизмещение около 800 кг. «Гидроплан» был построен с участием де Ламбера.
Дальнейшее увеличение скорости хода осложнилось тем, что мореходные качества реданных глиссирующих судов оказались низкими. Плоское или слабокилеватое днище глиссера, встречая даже небольшую волну, испытывает удары, сбивающие судно с курса и угрожающие прочности. Неплохие по своим ходовым качествам на спокойной воде глиссирующие суда при волнении в 2—3 балла становятся непригодными к эксплуатации. Недостаточна была также остойчивость первых глиссеров на поворотах.
Переход от днища к борту в кормовой части глиссеров стали поэтому делать с раздвоением скулы от редана к транцу, образовавшем скошенные участки днища. Это увеличило остойчивость на поворотах, так как при дрейфе на циркуляции набегающие струи воды, взаимодействуя со скошенными участками днища, создают кренящий момент, направленный внутрь циркуляции. В результате опасность опрокидывания глиссеров при поворотах на большой скорости уменьшается.
Американский конструктор Апель разработал конструкцию трехточечных глиссеров: редан как бы разрезан пополам вдоль и разнесен по бортам," образуя два поплавка — спонсона. На ходу глиссер опирается на кормовую оконечность судна и кормовые участки спонсо-нов, при этом все три точки движутся в невозмущенном потоке («прямая» трехточечная схема). Трехточечные глиссеры имеют также вторую модификацию — кормовой участок днища как бы разрезан и разнесен по бортам, и кормовые спонсоны и редан движутся также в невозмущ;нном потоке («обратная» трехточечная схема).