Выбор режима работы двигателя

Целесообразные мощность и число оборотов двигателя зависят от обводов корпуса и режима движения судна.
Режимом работы двигателя называют сочетание нагрузки и скорости вращения коленчатого вала при любом открытии дросселя карбюратора. Для всякого заданного числа оборотов коленчатого вала наибольшая мощность будет получена при полностью открытом дросселе.
При эксплуатации двигателя на судне характерны следующие режимы его работы.
Режим максимальной мощности, т. е. мощности, при которой двигатель может работать надежно, не снижая числа оборотов при полностью открытом дросселе в течение 1—2 ч. Максимальная мощность равна номинальной мощности, гарантируемой заводом-изготовителем по внешней характеристике. На такой мощности эксплуатируют двигатели, установленные на гоночных судах, причем нередко принимают специальные меры для ее увеличения — форсирования. Например, двигатель ГАЗ-М21 («Волга»), "имеющий гарантированную заводом-изготовителем мощность 70 л. с. при 4000 об/мин, на форсированном режиме может развивать мощность до 100 л. с. при —6000 об/мин.
Режим эксплуатационной мощности, на котором в пределах гарантированного заводом-изготовителем моторесурса двигатель может непрерывно работать неограниченное время. Эта мощность равна примерно 90% номинальной мощности.
Учитывая относительно высокую стоимость автомобильных двигателей, целесообразно в целях увеличения моторесурса двигателя при судовой конверсии выбирать режим эксплуатационной мощности в пределах 70—90% максимальной мощности, так как при уменьшении используемой мощности с 90 до 70% моторесурс двигателя возрастает почти вдвое.