Судовая конверсия двигателей

Судовая конверсия транспортных и многоцелевых двигателей заключается в переделке их для работы на судне с нагрузкой, создаваемой гребным винтом.
Условия эксплуатации транспортных (автомобильных, тракторных, мотоциклетных и др.) двигателей отличаются от условий эксплуатации этих двигателей на судне. Транспортные двигатели малочувствительны к частым изменениям нагрузки, вибрации и сотрясениям, но в большинстве случаев не приспособлены к длительной работе на максимальной мощности.
На судне относительное постоянство создаваемой гребным винтом нагрузки при длительной эксплуатации двигателя на одном режиме приводит к повышению механического износа рабочих деталей, увеличению расхода горючего и сокращению моторесурса. Условия смазки двигателя также ухудшаются, так как отсутствует обдув двигателя и особенно его картера потоком воздуха, имеющий место при движении автомобиля или мотоцикла. В связи с этим возникает необходимость в дополнительном охлаждении смазки у всех четырехтактных двигателей с водяным охлаждением и в разработке специальных мероприятий для охлаждения двигателей с воздушным охлаждением.
Многоцелевые и тракторные двигатели рассчитаны на работу с длительной постоянной и переменной нагрузками, поэтому условия их эксплуатации на судне более благоприятны, тем более, что для тракторных двигателей в связи с незначительной скоростью движения трактора влияние обдува воздухом не имеет существенного значения.
Вместе с тем следует отметить, что практически на судне двигатель не работает все время на одной мощности и при одинаковом числе оборотов, так как нагрузки во время плавания меняются. Плавание может совершаться против течения и ветра или наоборот; с полной нагрузкой или порожнем. В начале рейса расходный бак и резервные емкости заполнены горючим, а к концу рейса почти пусты. Время работы двигателя с различным использованием мощности и числа оборотов определяется загрузкой судна, его осадкой, наличием крена и дифферента и соответственно сопротивлением воды движению и распределяется примерно так: работа на максимальной мощности 10%; на эксплуатационной мощности 20%; на крейсерской мощности 60%; на малых ходах 10%.
Условия эксплуатации судовых конверсии транспортных (автомобильных и мотоциклетных) двигателей вынуждают выбирать для двигателя режим работы, не допускающий преждевременного износа — при мощности, немного меньше максимальной, — так как эксплуатация на максимальной мощности без острой необходимости ведет к нецелесообразному сокращению срока его службы.
Ниже указаны основные, общие для большинства двигателей, элементы судовой конверсии.