Шероховатость стенок каналов

Шероховатость стенок каналов, выступы на пути движения горючей смеси, резкие повороты, расширения и сужения каналов, уменьшение площади проходного сечения впускного клапана и аналогичные сопротивления на выхлопе снижают коэффициент наполнения и приводят к уменьшению мощности двигателя.
У двухтактных двигателей одновременно с выхлопом происходит перепуск горючей смеси из картера в цилиндр; при этом часть смеси используется на продувку цилиндра и уходит неиспользованной в выхлопной коллектор, а часть отработавших газов остается в цилиндре двигателя и, смешиваясь с горючей смесью, ухудшает ее состав. Вследствие этого практически мощность двухтактных двигателей будет меньше, чем получающаяся по вышеприведенной формуле.
Конструкторы двухтактных двигателей систематически ищут пути улучшения продувки. В последние годы стала очевидной тенденция к замене поперечной дефлекторной продувки возвратной петлевой с плоским или сферическим днищем поршня.