Моторесурс

Первостепенное значение имеет обеспечение безотказной работы двигателя на всех режимах в течение длительного срока без ремонта при сохранении эксплуатационных качеств. Наиболее долговечны малооборотные двигатели, так как износ двигателя в значительной степени зависит от числа оборотов (точнее, от средней скорости поршня). Срок службы двигателя невозможно определить с помощью расчета, он зависит от многих факторов и, в частности, от качества обслуживания, степени форсирования двигателя, устойчивости работы вхолостую на малых оборотах и т. п.
Решающее значение приобретают конструктивное выполнение двигателя и пригодность его для данного судна. При этом следует помнить, что один и тот же двигатель при неправильной регулировке,
несоответствующем, горючем и смазке может быть выведен из строя в первые дни работы и, наоборот, при тщательном уходе может работать в два-три раза дольше гарантированных заводом-изготовителем сроков.
Ульяновский завод малолитражных двигателей прекратил выпуск двигателей Л-3 и Л-6/3 в 1962 г., но они и в настоящее время успешно эксплуатируются любителями. По заводским данным гарантированный моторесурс этих двигателей — 600 ч. На практике конвертированные двигатели серии Л этого завода работают без ремонта много более 1000 ч, после чего необходима только регулировка, перетяжка шатунных подшипников и очистка от нагара и накипи.
Сравнительно простая операция по очистке полости камеры сгорания от нагара приводит к существенному улучшению работы двигателя. Например, мощность автомобильного двигателя МЗМА-402 после удаления нагара возросла более чем на 1 л. с, крутящий момент увеличился почти на 13%, а расход бензина снизился на 30—40 г/л. с-ч.
Необходимо отличать действительный срок службы двигателя до первого ремонта, от срока службы, гарантированного заводом-изготовителем. Гарантированный срок службы устанавливают при выпуске новой серии двигателей на основании заводских стендовых испытаний; его назначают с некоторым запасом, поэтому в последующем, по мере доводки, моторесурс двигателя всегда возрастает.
На большей части рассматриваемых судов (за исключением гоночных) нецелесообразно эксплуатировать на режиме максимальной мощности двигатели, нагруженные гребными винтами, так как это ведет к преждевременному износу двигателя.