Борьба за скорость и мореходность

Борьба за скорость и мореходность малотон" нажных судов сводится к попыткам снизить вес судна, приходящийся на 1 л. с. мощности двигателя, и к поискам таких обводов корпуса, при которых сопротивление воды движению судна было бы минимальным.
В 80-х годах прошлого столетия только что появившиеся двигатели внутреннего сгорания устанавливали на парусные яхты, а специально моторные суда строили подобно паровым баркасам и шлюпкам округлых водоизмещающих форм, с плавными, сходящимися у штевней ватерлиниями и сильно развитым в корме килем (дейдвуд-ным брусом).
При небольших скоростях хода эти суда хорошо выполняли свои задачи, но с возрастанием мощности двигателей увеличение скорости сопровождалось потерей мореходности из-за недопустимого дифферента на корму, что и побуждало искать более совершенные обводы.
Несмотря на то, что принцип бездейдвудных тетраэдровидных обводов корпусов был разработан выдающимся русским изобретателем инж. П. Д. Кузминский еще в 1876 г. и первая стальная шлюпка с обводами двойного клина (высокий узкий нос и широкая низкая корма) была построена им в 1881 г., корпуса моторных судов этого типа получили широкое распространение только в начале XX века.
Тетраэдровидные суда строились с отношением ширины корпуса к длине (В : L) 1 : 8-1 : 10, с округлыми обводами, сильно заглубленным в воду узким носом и широкой, поднятой к ватерлинии транцевой кормой.
Основным принципом получения большой скорости этих судов было выражение «длина бежит» (Die Lange lauft — нем.), т. е. увеличение отношения длины к ширине корпуса обеспечивало уменьшение волнового сопротивления и сопротивления формы, а следовательно, скорость судна возрастала.
Наивысшая скорость была достигнута в 1908 г. английской тетра-эдровидной бездейдвудной мотолодкой Урсула (В : L = 1 : 10,5) на соревнованиях в Монако.
На Урсуле был установлен двенадцатицилиндровый бензиновый двигатель мощностью 200 л. с. (удельный вес двигателя 3 кг/л. с), с помощью которого она развила скорость 75 км/ч.
Такая скорость оказалась пределом для водоизмещающих тетра-эдровидных судов. Стремясь уменьшить сопротивление воды движению моторных лодок, конструкторы пытались копировать обводы крупных быстроходных судов, но эти попытки не увенчались успехом, и дальнейшее проектирование моторных лодок и катеров пошло по самостоятельному пути поисков наиболее рациональных обводов корпуса.