Газовая турбина

Газовая турбина — сравнительно новый для малотоннажных судов тип двигателя, сочетающий компактность, малый вес, нетребовательность к топливу, простоту управления и запуска при высокой мощности. Непрерывный процесс сгорания позволяет использовать все виды жидкого и газообразного топлива. Расход смазки минимален — в 10—20 раз меньше, чем у поршневых двигателей.
Основные недостатки существующих газотурбинных двигателей: большой удельный расход топлива (в 1,5—2 раза больше, чем у.карбюраторных двигателей, и в 2—2,5 раза больше, чем у дизелей); необходимость применения для изготовления деталей дорогостоящих жаростойких труднообрабатываемых сплавов. Несмотря на это газотурбинные двигатели при установке на малотоннажных, особенно скоростных, судах весьма эффективны. При одинаковой мощности они в 10 раз легче дизелей и имеют значительно меньшее число точных допусков и посадок. Объем, занимаемый турбиной, при равной мощности в 4 раза меньше, чем объем, занимаемый карбюраторным двигателем.
Английская фирма Будвордт выпускает многоцелевой газотурбинный двигатель. Его мощность 45—60 л. с, длина без редуктора 405 мм, вес 20 кг, вал турбины совершает 45 000 об/мин, а выходной вал редуктора в зависимости от назначения — 2250—3000 об/мин.
Известна конверсия отечественного газотурбовинтового двигателя самолета ИЛ-18 для привода водометного движителя газотурбохода на подводных крыльях. Удельный вес двигателя 0,36 кг/л. с, моторесурс более 1000 ч при работе на дизельном топливе вместо авиационного керосина.

После рассмотрения различных типов двигателей уместно сравнить степень применяемости поршневых карбюраторных, газотурбинных и роторных двигателей в малотоннажном судостроении. Поршневые двигатели существуют около 100 лет; работы по их усовершенствованию ведутся и в настоящее время. Дальнейшее увеличение мощности, степени сжатия и быстроходности этих двигателей экономически невыгодно и встречает серьезные технические трудности. В авиации по этим причинам поршневые двигатели большой мощности были вытеснены газотурбинными, однако серийных многоцелевых и судовых газотурбинных двигателей малой мощности в нашей стране не выпускают.
Газотурбинные двигатели нашли применение только на сравнительно больших пассажирских судах на подводных крыльях и рекордных гоночных глиссерах, где их преимущества ощутимы, а недостатки не имеют решающего значения.