Коленчатый вал двигателя бортового мотора

Коленчатый вал двигателя бортового мотора через редуктор с цилиндрическими шестернями, а иногда и напрямую, соединен с гребным валом, длина которого достигает 1,5 м; запускают двигатель с помощью шнура, реже ручным стартером с самоубирающимся тросом, охлаждение воздушное, иногда водой через водозаборник у гребного винта; топливный бак навешен на моторе; зажигание и освещение от маховичного магдино; подача горючего — самотеком. Мощность 0,5—5 л. с.
В СССР бортовые моторы не выпускаются. Любители создают свои конструкции на базе пускового тракторного двигателя ПД-10 , велодвигателей Д-4 и Д-5 и т. п.
Создание теплового двигателя с механизмом, преобразующим тепловую энергию во вращательное движение, минуя возвратно-поступательные ходы поршневой группы современных двигателей внутреннего сгорания, уже давно стало важной проблемой.
За последнее десятилетие получили распространение роторные двигатели. Первые действующие образцы этих двигателей были построены фирмой NSU (ФРГ) под руководством изобретателя Ф. Ванкеля. Сейчас более 40 известных моторостроительных фирм занимается разработкой конструкций роторных двигателей самостоятельно или по лицензиям NSU.
Роторные двигатели универсальны, их устанавливают на мотоциклах, автомобилях и спортивных, прогулочных, а также военных судах.