Узел подвески мотора

Узел подвески мотора к транцу лодки обычно включает демпфирующие пружины и резиновые амортизаторы, уменьшающие шум и передачу вибрации двигателя на корпус судна.
За последнее время намечается тенденция к значительному увеличению мощности двигателей подвесных моторов при снижении удельного веса и повышении надежности. Характерны короткие ходы поршня, что уменьшает скорость поршня и позволяет увеличивать число оборотов двигателей, а также V-образное расположение цилиндров, уменьшающее длину коленчатого вала и другие габариты двигателя, снижающее вес и улучшающее компоновку силовой головки, а также балансировку двигателя.
В подвесных моторах мощностью более 20 л. с. нередко предусматривают гидравлический механизм с дистанционным приводом для подъема мотора при встрече с препятствием, электростартер, дистанционное управление, электроосвещение, сигнальные огни и автоматическое терморегулирование водяного охлаждения, обеспечивающее оптимальный тепловой режим работы двигателя.
Большинство выпускаемых иностранными фирмами подвесных моторов снабжены как обычным, так и удлиненным дейдвудом, а также сменными винтами различного шага, рассчитанными на различные нагрузки и режимы движения судов различных типов.
Для установки на грузовых, рыболовных и туристских мотолодках в США и Англии выпускают подвесные моторы с двухтактными дизелями мощностью 7—25 л. с. с воздушным охлаждением. Дизели одноцилиндровые со встречно-расходящимися поршнями, прямоточной продувкой, самонаддувом и несимметричными фазами газораспределения. Прямоточная продувка обеспечивает хорошую очистку цилиндров от отработавших газов, а самонаддув и несимметричность фаз газораспределения — надежное наполнение цилиндра воздухом. Английская фирма Вудсон выпускает подвесные моторы с дизелями мощностью 7 л. с. (2200 об/мин, степень сжатия 22) и расходом топлива около 200 г/л. с.-ч. Подвесной мотор имеет электростартер и дистанционное управление, его удельный вес 16,3 кг/л. с, крутящий момент двигателя на реверс-редуктор передается двумя текстропными клиновидными ремнями.
В Италии фирма Гарелли в 1961 г. впервые выпустила подвесные моторы с Еодометными движителями, впоследствии получившие распространение в ряде стран. Коленчатый вал одноцилиндрового двухтактного карбюраторного двигателя мощностью 4 л. с. соединен вертикальным (дейдвудным) валом с трехлопастным ротором, заключенным в специальный кожух, который является корпусом насоса. Движение мотолодки обеспечивается за счет реакции струй воды, выбрасываемых через профилированные отверстия в корпусе насоса. Охлаждение двигателя — воздушное, упор движителя — 25 кг. Эта конструкция привлекла внимание, так как установка насоса в рабочей среде (воде) исключает потери в трубопроводе (водозабор-нике), неизбежные для стационарного водометного движителя (иногда эти потери настолько велики, что гребной винт оказывается выгоднее водомета).
Простой и компактный подвесной мотор «Гном» с водометом, почти в два раза легче аналогичных зарубежных подвесных моторов сконструировал и изготовил известный спортсмен, мастер спорта О. Гаврилов. Двигатель этого мотора двухтактный карбюраторный мощностью 1 л. с. при 4000 об/мин имеет двухканальную петлевую продувку, зажигание от маховичного магнето, принудительное водяное охлаждение, запускается вручную шнуром; поворачивая мотор на 180°, можно дать лодке задний ход. В двигателе использованы стандартные узлы и детали — поршень велодвигателя Д-4, карбюратор К-35, магнето мопеда «Рига» и т. д.