Общие сведения о двигателях

На малотоннажных судах устанавливают стационарные судовые двигатели, подвесные и бортовые моторы. Диапазон их мощности широк: от односильного бортового мотора маленькой лодки до 100—200 л. с. на катерах и более 1000 л. с. на рекордных гоночных глиссерах.
В качестве стационарных используют специальные судовые и конвертированные (приспособленные для судовых целей) автотракторные, мотоциклетные, а также многоцелевые двигатели .
В состав стационарной установки двигателя на моторном судне обычно входят двигатель, устройство, разобщающее двигатель от гребного вала, устройство для перемены хода, редуктор для снижения числа оборотов гребного вала, гребной вал и винт.
Редуктор, устройство, разобщающее двигатель от гребного вала, и устройство для перемены направления вращения гребного вала нередко объединяют в один механизм — реверс-редуктор.
На небольших моторных лодках установку можно выполнять по упрощенной схеме — без устройства для разобщения и перемены направления вращения гребного вала, при жестком или эластичном соединении двигателя с гребным валом. Чаще всего для удобства запуска двигателя устанавливают простейшие муфты сцепления, дающие возможность разобщать двигатель и гребной вал. Такие моторные лодки не имеют заднего хода.
Вместо тяжелых и громоздких реверсивных муфт иногда устанавливают винты регулируемого шага (ВРШ), у которых во время хода можно повернуть лопасти винта; в результате достигается перемена хода от полного вперед до полного назад. Такие винты очень удобны, хотя и сложны в изготовлении; они находят применение на зверобойных, рабочих и спасательных шлюпках, в последние годы их начали внедрять на туристских судах.
На малотоннажных любительских моторных судах наибольшей популярностью пользуются поршневые карбюраторные двигатели легкого топлива.
Двигатели с воспламенением от сжатия — дизели — не нашли широкого применения на любительских судах из-за больших габаритов и веса (удельный вес 10-50 кг/л. с), но их моторесурс (5000 ч и более) экономичность по топливу и смазке (расход недорогого дизельного топлива 180-210 г/л. с-ч) позволяют применять такие двигатели на тихоходных мореходных туристских катерах.