Краткие исторические сведения о развитии малотоннажного судостроения в России

В 1892 г. выдающийся русский изобретатель инженер П. Д. Кузминский предложил, а в 1897 г. построил первый в мире газотурбинный двигатель, названный им «газопарородом». Этот двигатель, смонтированный на катере и испытанный на Неве, вращал гребной винт и имел те же основные детали, что и современные турбореактивные двигатели.
Двигатель П. Д. Кузминского является прототипом турбовинтовых двигателей, применяемых в авиации и имеющих большую будущность в автопромышленности и судовом машиностроении.
Первая русская моторная лодка была построена в 1900 г. на верфи Старлей по проекту П. Н. Беляева. Открытая мотолодка с обводами водоизмещающего типа развила скорость около 13 км/ч. Длина лодки 6,4 м, двигатель мощностью 3 л. с, весом 96 кг был оборудован редуктором, вдвое снижающим обороты гребного вала, и винтом регулируемого шага.
Наряду с П. Н. Беляевым, пионером в деле создания отечественных моторных судов был В. Н. Пылков. Спроектированный им для А. Л. Золотова катер Потеха имел обводы вельботного типа, носовую
палубу, каюту с дверью и сдвижным капом.
Первый русский бензиновый двигатель был изготовлен на заводе Лесснер в Петербурге в 1904 г.; вскоре этот завод стал выпускать карбюраторные двигатели мощностью 6, 12, 16, 25, 30 и 50 л. с.
Первые соревнования моторных лодок в России состоялись 1 августа 1904 г. в Петербурге; организовал их Петербургский речной яхт-клуб. Первый приз завоевал К- С. Картау на Сирене, вторым был А. Л. Золотов на катере Эх-ма. Вслед за столицей 23 июля 1906 г. гонки моторных судов организовал Рижский гребной клуб. Первый приз достался мотолодке Надя (водитель Т. Мельбаум). С 1909 г. гонки моторных лодок и катеров стали проводиться в России во многих городах (Ростов-на-Дону, Таганрог, Москва и др.).
Первый русский глиссер был построен в Петербурге фабрикой Лебедева, а первые гонки глиссеров состоялись 9 августа 1909 г. в Петербурге. Лучший результат — 50 км/ч показал глиссер Л. Нобеля Тармарен с двигателем мощностью 120 л. с.