Процесс клепки

В отличие от прямого способа клепки, когда удары наносят по замыкающей части заклепки, а поддерживают закладную головку, выработан специальный прием обратной клепки, при котором удары наносят по закладной головке, а с помощью поддержки формируют замыкающую головку. Обратный способ клепки более производителен и обеспечивает чистоту внешней поверхности судна, но требует навыка.
Процесс клепки заключается в следующем. Детали соединяют сборочными болтами, устанавливая их в размеченные, накернен-ные и высверленные отверстия под заклепки. Сборочные болты с шайбами устанавливают через 8—12 заклепочных отверстий на прямых участках и через 4—6 на погиби; в свободные отверстия.
начиная от середины участка шва к краям, вставляют заклепки; после клепки их сборочные болты снимают и заменяют заклепками.
Вводя заклепку в отверстие , предварительно исправленное оправкой, под закладную головку устанавливают поддержку, на стержень заклепки надевают обсадку и одним-двумя ударами уплотняют соединение; после этого прямым или обратным способом легкими ударами молотка образуют замыкающую головку. При необходимости окончательное формирование замыкающей головки завершают обжимкой, не допуская подсечки металла вокруг головок.
Клепать неплотно притянутые один к другому элементы не следует — будет брак. Если обнаружено неплотное прилегание деталей, следует чаще поставить сборочные болты, а если это не поможет, отрихтовать участок неплотного прилегания на поддержке и после райберовки установить заклепки большего диаметра, примирившись с возможностью некоторого искажения обводов.
При соединении деталей внахлестку и изготовлении набора флан-жировку (отгиб кромок) не следует производить по месту, если уже проклепан ряд заклепок, так как это может нарушить качество готового шва. Кромки следует отогнуть заблаговременно и пригонку по месту делать как исключение.
Изготовление корпуса начинают с заготовки шпангоутов по пла-зовой разбивке. При изготовлении шпангоутов из угольника значительно облегчает работу сварка шпангоутов по стыкам — отпадает необходимость соединять их на кницах клепкой. Готовить такие шпангоуты лучше рамками, вместе с бимсами. При сборке набора это обеспечит необходимую жесткость конструкции. После того, как обшивка будет приклепана к набору, излишние части бимсов в районе кокпита и моторного отсека можно вырезать ножовкой.
На отрихтованном (выправленном) угольнике чертилкой по снятым с плаза размерам отмечают длину отдельных ветвей шпангоутов; с помощью слесарного угольника по этим точкам на полке восставляют перпендикуляры, от которых в обе стороны откладывают по половине угла, снятого с плазовой разбивки транспортиром . После разметки полки на всем угольнике лишнее вырезают ножовкой, а стыки при необходимости припиливают напильником.