Приготовление связующих

Если необходимо осветлить тона, создаваемые смолой, добавляют отбеливающий препарат («белый для пластмасс») — 0,05% к весу смолы. Тогда окрашенные стеклопластики приобретают более чистый и яркий цвет с голубоватым оттенком.
Кроме приведенных, можно применять и другие пигменты и красители, но взаимное влияние их связующих следует испытать, заблаговременно подготовив небольшое количество окрашенного связующего.
Перед началом работ по приготовлению связующих необходимо усвоить следующие правила:
1. Все связующие готовить в точном соответствии с рецептурой, тщательно взвешивая составляющие, так как отклонение от рецептуры может стать причиной ускоренной или замедленной полимеризации. В случае применения смол, инициаторов и отвердителей, не описанных в этой книге, необходимо руководствоваться заводскими инструкциями.
2. Ускоритель и инициатор хранить раздельно в темных помещениях (шкафах, ящиках); они никогда не должны соприкасаться, так как при соединении взрываются. Под воздействием солнечного света и тепла инициаторы самовозгораются.
3. Для всех операций по смешиванию связующего использовать чистую, сухую, только эмалированную посуду.
4. Готовить связующее из расчета использования его до жела-тинизации в течение 1,5—2 ч.
5. Тиксотропный наполнитель вводить в смолу постепенно, тщательно смешивая, заблаговременно — за 5—6 ч до начала введения ускорителя.
6. Приготовляя связующее, в смолу небольшими порциями первым вводят ускоритель (нафтенат кобальта) и только после тщательного перемешивания в течение 10—15 мин перед началом работ по оклейке корпуса небольшими порциями, тщательно перемешивая, вводят инициатор (гипериз).
7. Перед тем, как нанести связующее на корпус судна, следует приготовить небольшую порцию связующего и проверить время начала и окончания отверждения, его текучесть и окраску.
8. При изготовлении связующих и нанесении их на корпус судна необходимо работать в перчатках, а при раскрое стеклотканей и шлифовке стеклопластика — в очках и с марлевой повязкой на лице или в респираторе. Одежда должна иметь манжеты, которые закрывают сверху бинтами, чтобы под них не попала стеклопыль.
В состав смолы НПС-609-22М при ее изготовлении введена тиксо-тропная добавка — белая сажа, поэтому при подготовке связующего вводить ее дополнительно не следует.
Последовательность изготовления этого связующего по рецепту табл. 50 такова:
— в 100 вес. ч. смолы добавляют 10 вес. ч. полиэфиракрилата и тщательно смешивают;
— в полученную смесь, перемешивая, вводят гипериз — 4 вес. ч. и после тщательного смешивания добавляют нефтенат кобальта — 10 вес. ч.;
— от полученной смеси отливают немного связующего в отдельную посуду, где смешивают ее с соускорителем Т-1 — 1 вес. ч.;
— смесь соускорителя со связующим выливают в основную массу связующего и после перемешивания употребляют в дело.
Пигмент для окраски связующего тщательно просушивают и просеивают на сите с 1600 отверстиями на 1 см2, после чего смешивают со смолой в краскотерке или фарфоровой ступке, приготовляя пасту, в состав которой вводят 50% смолы и столько же пигмента. Паста не содержит отверждающих элементов, поэтому ее можно заготавливать на весь объем работ и хранить в закрытой посуде.
Перед нанесением декоративных слоев пасту перетирают со смолой, заготовленной для работы, после чего вводят в состав отвер-ждающие добавки.
Подготовленный набор корпуса и обшивку грунтуют связующим, назначенным для изготовления стеклопластика, без тиксотропной добавки.
После загустения грунта и образования мягкой липкой пленки, повторно наносят связующее на набор, фанеру или картон в местах наклейки, обшивают набор предварительно прикроенными по месту кусками фанеры или картона, прикрепляя их мелкими гвоздями.
Обшивку ведут, стыкуя материал на киле, форштевне, транце, шпангоутах и стрингерах, при этом во избежание перекоса набора чередуют работы по правому и левому бортам.
При обшивке картоном следует опасаться местных прогибов (гофров) между шпангоутами и стрингерами. Избежать этого можно,' применяя достаточно плотный картон толщиной 2—3 мм.
В связи с тем, что омоноличивание картонной или фанерной обшивки стеклопластиком упрочняет и ужесточает конструкцию, не следует опасаться раскроя обшивки на небольшие куски, что иногда требуется при обтяжке участков корпуса со сложной погибью.
Не следует также стремиться к точной пригонке кромок листов материала на наборе, лучше между кромками оставить зазор 3—5 мм; это улучшит связь обшивки из стеклопластика с набором.
После окончания обтяжки корпуса фанерой или картоном и просушки следует скруглить все острые кромки, подлежащие обклейке, утопить на 1 —1,5 мм головки гвоздей, шурупов и болтов, прошку-рить районы крепежа, зачистить корпус от потеков загустевшего связующего и обезжирить ацетоном.